x 
Корзина пуста
РАСПИСАНИЕ КУРСОВ КРОЙКИ И ШИТЬЯ

Внимание! Идет набор в группы!

Курс кройки и шитья.
“Для начинаюших”

по средам и пятницам

С 17 февраля

Занятия с 12.00 до 15.00

по воскресеньям

С 19 февраля.

Занятия с 12.00 до 15.00

Курс кройки и шитья.
“Основной курс.”

по субботам и воскресеньям

С 18 февраля.

Занятия с 12.00 до 15.00

Задать вопрос

Здесь Вы можете задать интересующий вопрос или заказать услугу. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Отправить копию сообщения на мой собственный адрес электронной почты

ремонт швейной техники

блог по шитью

студия курсов кройки и шитья вирап

магазин тканей tefan

 

    learon ткани

Мы Вконтакте

История мужского костюма в России времен Екатерины II.

В предыдущей статье мы говорили о том, что царь Петр I привез в Россию новую европейскую моду. Наши предки переоделись из портов с гашником в кюлоты с подвязками и чулки, а боярские кафтаны в пол с длиннющими почти также в пол рукавами были попросту подстрижены, причем отрезали их теми же ножницами, которыми стригли завезенных Петром в Россию овец. Так поступал царь с теми, кто не хотел переодеваться в европейский наряд.


И все-таки Петр не был модником, - он был отличным ремесленником и прекрасным полководцем, но одежду предпочитал неброскую и удобную для трудной работы и для военных действий. И в России Петровской эпохи преобладали платья в немецком и английском стилях.

 

А вот, взошедшая на престол в 1762-м году, Екатерина II очень любила роскошь, и именно благодаря ей в России надолго утвердилась французская мода на женские и мужские платья из дорогих и шикарных материалов, на скульптурные композиции из искусственных волос на голове и на знаменитые мушки.

stistek1

(Екатерина II Алексеевна; автор: Торелли Стефан (Torelli); Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; холст, масло. 244*178; время создания оригинала: между 1763 и 1766)


В домашней обстановке было принято носить шлафрок (от нем. Schlafen, что переводится как глагол спать, и Rock – верхняя одежда). Этот вид одежды в Россию попал из Голландии, а туда из Японии и первоначально этот предмет гардероба напоминал кимоно. Именно в нем стало модно по утрам принимать гостей. На груди этот наряд обязательно имел застежку с кистями на петлях, подвязывался на талии поясом. В знаменитой книге «Юности честное зерцало» были даны специальные указания, как носить шлафрок. Мужчинам разрешалось принимать в нем гостей, а для женщин это считалось уже неприемлемым. В таком виде их могли лицезреть только домашние. Учитывая название, правила приличия требовали ко второй половине дня шлафрок менять на другое, более подобающее платье. Одежда эта, не смотря свое прямое назначение (ведь по сути это был халат) выглядела очень красиво и празднично. Например, тканью для шлафрока мог служить, расшитый золотом или серебром, бархат или шелк.

stistek2

(Д.Г. Левицкий Портрет П.А.Демидова 1773г, холст, масло, 222х166см Государственная Третьяковская галерея, Москва)

 

Всё те же дорогие бархат, шелк и тафта шли на наряды для выхода в свет. Придворный церемониймейстер следил, чтобы дамы и кавалеры выглядели модно и одеты были со вкусом, но при том, чтобы не затмевали сиятельную императрицу. Именно при Екатерине Великой появились в России первые журналы мод, в которых дворяне могли увидеть новые парижские фасоны и попытаться пошить нечто подобное на родине, поскольку в одном из указов

 

Екатерины II было прямо сказано, что в случае особых торжеств разрешено носить одежду из золотой и серебряной парчи, непраздничный наряд полагалось шить из сукна или шелка, но все эти материи должны быть обязательно произведены в России. Было и еще два указа 1782-го года, касающихся правил ношения одежды.

 

Один из них гласил о необходимой скромности и умеренности в одежде, например, расшивать платье серебром и золотом можно было строчкой не шире 9 сантиметров (два вершка). Второй указ определял, что одежда кавалера, приехавшего ко двору, должна соответствовать тому цвету, который был присвоен его губернии. Соответственно, если дворянин жил в Петербурге, - кафтан его должен был быть светло-синего цвета, а отвороты, обшлаги и воротник – предлагалось шить из черного бархата. В кафтане москвича определяющим был красный цвет, дополненный темно-серым тоном. По тем же принципам выбирались платья для женщин этих губерний.

 

А о том, как выглядела одежда любимых Екатериной гвардейцев, можно судить по мундирным платьям самой Императрицы. Первое повторяло форму Преображенского полка, приведшего Екатерину к престолу. Благодаря тому, что платье было не только одной цветовой гаммы с мундиром, но и некоторым образом повторяло его крой и особенности отделки, - после первого же выхода Екатерины в нем, любовь гвардейцев к своей Императрице в разы возросла. Так же со временем были пошиты платья Кавалергардского корпуса и Конного полка, Морского флота.

stistek3

Так появились в России первая женская одежда в стиле милитари. В последствии по традиции, заведенной Екатериной, все женщины императорской фамилии носили мундирные платья, в том числе Мария Федоровна, супруга Александра III.

 

А на следующем портрете вы можете увидеть младшего брата одного из фаворитов Екатерины II в пехотном офицерском обмундировании полка армии генерала-фельдмаршала Потемкина Г.А.

stistek4

Учитывая, что В. А. Зубов являлся еще и флигель-адъютантом самой Императрицы, его мундир выглядит более нарядным и пошит был из более дорогой и даже на вид качественной материи, чем стандартные офицерские мундиры. На перевязи можно заметить императорскую корону, а под ней вензель Екатерины II, выполненный в золоте. Орден святого Георгия, который виден на лацкане мундира, также украшает 19-ти летнего полковника. Эту награду он получил за штурм Измаила, получил полностью по заслугам, в честном бою за храбрость, о чем свидетельствует в своей реляции сам Суворов. Поэтому пусть вас не обманывает внешняя щеголеватость офицера на портрете.

 

Имеет смысл также несколько слов сказать о прическах времен Екатерины II/ По-прежнему в моде был парик, причем теперь на конце парика носили своеобразную косичку. Парик, как часть обмундирования полагалось носить и гвардейцам, хотя ухаживать за ним в походных условиях было весьма непросто.

 

Одним из модных новшеств, перенятых Россией у Франции, стал фрак. Появился он под финал 18-го века и напоминал чем-то мундир кавалериста. По одной из легенд о его появлении именно такой мундир и является предшественником фрака. В этой одежде была особенно подчеркнута талия, а задняя часть доходила до подколенной впадины. Форма и крой «хвоста» постоянно менялись, но неизменными оставались воротник-стойка и застежка на трех пуговицах. Шили его, как и кафтан, из сукна, шелка или бархата, но очень быстро утратили свою актуальность яркие оттенки тканей для фрака. Зеленый, голубой, кофейный – вот преобладающие цвета фрака в России. Черный цвет наш народ в принципе не любил.

 stistek5

Пройдет совсем немного времени - и фрак войдет в опалу у следующего российского Государя – сына Екатерины II, - Павла I. А почему это произошло, - вы узнаете из следующей статьи.

 

Кстати, на наших курсах кройки и шитья вы сможете научиться шить не только модные костюмы 21-го века, но также великолепные ансамбли золотого века Екатерины Великой.