x 
Корзина пуста
РАСПИСАНИЕ КУРСОВ КРОЙКИ И ШИТЬЯ

Внимание! Идет набор в группы!

Курс кройки и шитья.
“Для начинаюших”

по средам и пятницам

С 17 февраля

Занятия с 12.00 до 15.00

по воскресеньям

С 19 февраля.

Занятия с 12.00 до 15.00

Курс кройки и шитья.
“Основной курс.”

по субботам и воскресеньям

С 18 февраля.

Занятия с 12.00 до 15.00

Задать вопрос

Здесь Вы можете задать интересующий вопрос или заказать услугу. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Отправить копию сообщения на мой собственный адрес электронной почты

ремонт швейной техники

блог по шитью

студия курсов кройки и шитья вирап

магазин тканей tefan

 

    learon ткани

Мы Вконтакте

XIX век - история мужского костюма в России.

19-век – стал удивительным временем и для Европы, и для России, удивительной эпохой великих открытий и новых стремлений. Именно тогда человечество окончательно сделало выбор в сторону индустриальной цивилизации с технологическим прогрессом в качестве двигателя собственного развития. Может быть поэтому открытий в области науки и культуры в XIX веке больше, чем во всех предыдущих вместе взятых веках. Первые железные дороги, в том числе первая подземка (Лондонское метро), паровые машины, создание синтетического волокна, кинематограф и таблица Менделеева, электричество и радиация, теория Чарльза Дарвина, собака Павлова и палочка Коха, - все это и многое другое, - открытия и достижения одного девятнадцатого столетия. Жизнь человечества менялась на глазах, и у людей появлялось обманчивое ощущение власти над временем и пространством, а вместе с ним и чувство уверенности в собственных силах. Этот скачок в развитии нашей цивилизации дал миру уникальную возможность заглянуть в собственное прошлое.


Может быть новыми археологическими находками продиктованы и изменения в европейской, а также и в российской моде 19-го столетия. Архитектура и искусство начала века характеризуются стремлением к подражательству легким одеждам древней Эллады. Считается, что именно Россия явила миру результаты пика развития стиля Ампир.

мужской костюм стиль ампир


Мужской костюм начала 19-го столетия стал более свободным и демократичным. Удлиненные брюки со штрипками заканчивались у щиколотки. Держались брюки за счёт подтяжек и заправлялись обычно в сапоги. Их носили в ансамбле с фраками темных тонов. Талия у фраков была завышена, рукав к плечу расширялся в виде воронки. Воротник фрака мог быть обтянут бархатом другого оттенка, зачастую более светлого, чем ткань самого фрака. Помимо материалов одного тона могла быть использована ткань с узором в мушку или полоску.


Под фраком носили рубашку с кокеткой на спине и воротничком-стойкой, поверх нее надевали один или несколько жилетов (самым писком моды считалось, когда три разных жилета надеты один поверх другого так, чтобы вырез предыдущего виднелся из-под следующего). Незаменимым дополнением к рубашке служил шелковый, муслиновый или батистовый галстук, которым обвязывали шею под самый подбородок. Обязательными элементами костюма были также перчатки и трость.


Ткани, превалирующие в гардеробах модников того времени: шерсть, тяжелый плотный шелк, бархат, сукно. В качестве головного убора мог быть использован цилиндр или двууголка, а редингот – новинка начала 19-го столетия служил верхней одеждой, которую надевали поверх фрака. Редингот – прообраз нынешнего сюртука, который, кстати, сейчас в тренде, внешне напоминал узкое, сшитое по фигуре приталенное пальто с треугольным вырезом и отложным воротником, украшенное металлическими пуговицами в два ряда и бархатными в цвет воротника лацканами. Наиболее модными цветами редингота считались синий и зеленый. Стиль Ампир олицетворял собой не только воспоминания о древнегреческой легкости, он также внес новизну и ощущение свободы, как духовной, так и телесной.


Но все очень быстро менялось. И уже к 30-м годам в моду входит новое течение - романтизм. По словам Т.Готье, в это время быть модным - означало быть «бледным, синеватым, зеленоватым, немного мертвеннее, если это возможно». В приличном обществе обсуждались темы романтического направления «о вечной борьбе света и тьмы», «о темной стороне души», «о фатуме и роковом стечении обстоятельств» и т.п.. Однако настоящему щеголю необходимо было иметь несколько туалетов, подходящих к любой жизненной ситуации. Утро было принято встречать неглиже, так называли домашнюю одежду, рассчитанную исключительно на общение с близкими людьми, - это мог быть архалук или шлафрок (разновидности домашнего халата).


Архалуком или ахалуком в России XIX века называли мужской кафтан, не имеющий пуговиц и плечевых швов. Кроили его таким образом – брали отрез плотного шелка или хлопка, складывали вдвое, и по бокам вшивали рукава, причем, как они будут вшиты, определяла первоначальная ширина отреза. Орнамент из разноцветных полос и особенности кроя – повторяли восточные традиции. У Н.В. Гоголя в «Мертвых душах» его Ноздрев разгуливает как раз-таки в архалуке.

халат архалук

Такие ткани в полоску, стилизованные под восточные, назывались «дорогами» и производились в России с 16-го века, в том числе для торговли за границей. А вот ткань из плотного шелка-сырца с характерным золотистым отливом называлась «термолама». Ее ткали, скручивая нить из нескольких прядей, за счет чего ткань и была много плотнее других материалов из шелка. В Россию эту ткань довольно долго привозили из Ирана.


Другой костюм мы можем увидеть на знаменитом портрете К.Мазера, на котором в домашнем архалуке с узором из шотландской клетки перед нами предстает А.С. Пушкин.

домашний архалук

Также в утренние часы аристократы надевали и шлафрок. Но этот вид домашней одежды мы уже описывали в статье об истории мужского костюма времен Екатерины II.


А в 1830-х годах 19-го века модные журналы советовали настоящим щеголям иметь в своем гардеробе, помимо неглиже, массу разнообразных нарядов: наряды для балов и малых вечеров, для выезда верхом на лошадях, отдельно для охоты, для простых прогулок, английские и французские платья, прусский наряд с круглым воротником, гусарский мундир, сюртуки и плащи, а также, в качестве дополнения к костюму, - разнообразные «галстухи».

мужской костюм 19ого века        

Но время не стоит на месте, и вкупе с Ампиром из мужского гардероба ушла мода на завышенную таллию. Фрак вернулся к своему первоначальному облику –талия там, где ей и положено быть, общий крой подчеркивал широкую грудь, а рукав - хорошую плечевую мускулатуру и аристократически утонченную кисть. Один из дамских журналов 30-х годов 19-го века советовал щеголям шить рединготы из неразрезанного бархата и подбивать их плюшем. Большой популярностью среди верхней одежды пользовались плащи, подбитые синим бархатом. Ширина плаща была настолько большой, что при посадке в фаэтон, им можно было запросто укрыть весь экипаж.

плащ 19ого века        

В честь графа Альмавивы из «Женитьбы Фигаро» назвали еще один вид верхней одежды, который представлял собой широкую, без рукавов накидку. Пушкина частенько можно было встретить в таком плаще. Одна из занимательных историй того времени – это история о знаменитом в Петербурге модном портном, - господине по фамилии Руч. Для того, чтобы разрекламировать пошитую у него одежду, он платил жалованье двум молодым людям, которые в определенное время фланировали по улицам Петербурга - один в плаще модели «Альмавива», другой – в английском каррике. Такой тип сюртука шили из ткани коричневого или горохового цветов с капюшоном или маленькой пелериной.

сюртук 19ого века

Вскоре европейская мода подчинила себе гардеробы не только петербургского дворянства, но и несговорчивого московского купечества, поскольку внешний вид и хороший костюм в значительной степени преображал жизнь, а также открывал дотоле закрытые двери и позволял добиться благосклонного приема в высшем обществе. Но ради честности надо заметить, что некоторые любители русского стиля по-прежнему пытались бороться с фраком, называя его нелепым и смешным. Они высказывали мнение о том, что одежда подобного рода никак не подходит русскому человеку, живущему в холодном климате. При этом иностранцы поражались до глубины души русской моде на роскошные меховые пальто и шубы, считая традицию носить меха – расточительством чистой воды.

перчатки

Отдельно несколько слов стоит упомянуть о такой детали туалета, как перчатки. Эта мелочь в 19 веке приобрела колоссальное значение. Именно по перчаткам можно было судить о том, какого сословия человек перед вами, насколько высокое положение занимает в обществе, каковы его недостатки и достоинства. Перчатки принято было носить на протяжении почти всего дня, не снимая даже дома. А для того, чтобы от частых прикосновений не тускнели медные дверные ручки в доме, - их заменили на ручки из хрусталя. В самом начале века модными были перчатки из кожи в цвет фрака, в 50-е годы желтые перчатки стали последним писком моды, а в конце века щеголи отдавали предпочтение черному и белому цветам этой детали туалета. В районе запястий перчатки застегивались на маленькие пуговки, которые имели обыкновение отрываться в самый не подходящий для этого момент.


Вторая половина 19-го столетия вновь обновила моду на покрой мужских костюмов. Выгодным преимуществом фигуры стала считаться тонкая талия. Клетка и полоска на брюках и жилетах оказалась признаком дурного тона, как и яркие цвета фраков. Жилет теперь должен был быть белоснежным, а фрак черным. Такое сочетание знатоку говорило об аристократизме, достатке и респектабельности владельца костюма. Место пышного галстука заняли узенькие ленты с плоским бантом, который крепился маленькой пряжкой сзади под воротничком.

мужской костюм 19 века

А для того, чтобы мужчина мог выглядеть статным и красивым даже с недостатками в фигуре, модные журналы той эпохи предлагали надевать под костюм корсет. Также обязательной частью сорочки для фрака стал вшитый в нагрудную часть, туго накрахмаленный, пластрон.


И все-таки, даже не смотря на капризы моды и старания щеголей и бонвиванов подражать иконам стиля, коими считались миллионеры и аристократия, в общем и целом, мужской костюм менялся незначительно. Большинство мужчин не уделяли такого внимания перемене деталей кроя. Основной акцент, уважающие себя представители сильного пола, старались делать на качестве тканей и мастерстве портного. В дополнение к хорошо пошитому костюму - дорогой модный галстук, часы и булавка с хорошим камнем от знаменитого ювелира, - этих аксессуаров было вполне достаточно, чтобы подтвердить собственный статус.


20 октября 1894 ушел из жизни Александр III, о котором горевала не только Россия, но и Европа. И с этой смертью на горизонте будущего явственно замаячил призрак революций и катаклизмов в России. Вскоре должен был начаться новый, Серебряный век русской культуры со своими героями, традициями и модой… Но об этом следующая наша статья.